Монтаж трансформаторных подстанций

Компания «ИЦ «Промышленные системы» осуществляет монтаж и подключение трансформаторных подстанций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Выполним полный комплекс электромонтажных работ для подключения и ввода в эксплуатацию трансформаторных подстанций любых типов.
От правильной работы подстанции зависит работа электросети всего объекта, поэтому ТП является ключевым элементом в цепочке системы энергоснабжения. Подстанции 6-10/0,4 кВ предназначены для питания конечных потребителей с предварительным понижением напряжения с 6(10) кВ до 0,4 кВ.

Выполнять монтаж КТП имеют право только специализированные компании, имеющие на это все требуемые разрешения. Монтаж подстанции может быть выполнен отдельно от здания или же внутри промышленного или муниципального объекта.

монтаж блочной КТПМонтаж КТП монтаж шинопровода подстанции

Существуют разные типы трансформаторных подстанций как наружной установки, так и внутренней. Это промышленные внутрицеховые КТП, встроенные в помещение или пристроенные к нему. Либо КТПН – подстанции наружной установки, БКТП, бетонные подстанции, из «сэндвич» - панелей, столбовые, мачтовые, киоскового типа. Каждый вид имеет свои особенности и тонкости в монтаже и подключении.

Этапы монтажа подстанции

После всех предварительных мероприятий, а именно разработки и согласования проекта, подбора оборудования и осуществления всех необходимых замеров происходит монтаж КТП и монтаж электрооборудования подстанций.
На первом этапе монтажа КТП происходит создание котлована под фундамент или так называемую фундаментную плиту-подушку, выкапывание траншей для прокладки труб и кабеля. Также на данном этапе создаётся контур заземления. Монтаж заземления осуществляется путём вбивания или ввёртывания вертикальных заземлителей и укладки в неглубокие траншеи горизонтальных соединителей – металлических полос. Все подготовительные и строительные работы должны быть завершены до начала электромонтажных. После окончания земляных работ проверяются все элементы на монтажной площадке – отверстия под кабели, соответствие направляющих под трансформатор.
Следующим этапом идёт основной, на котором заливается или укладывается основание, на него устанавливается бетонная ТП или блоки комплектной трансформаторной подстанции. В случае с «бетонкой», она, как правило, состоит из двух частей – нижний блок (приямок) и монолитного железобетонного корпуса. Если подстанция, например, из «сэндвич»-панелей и имеет блочно-модульный тип, то состоит она из сварного металлического каркаса и нескольких блоков с трёхслойными утеплёнными стенками.

монтаж трансформатора подстанции Монтаж РУНН 0.4кВ на КТПМонтаж собственных нужд на КТП

Внутри КТП происходит монтаж электрооборудования. Все комплектующие, кабель-каналы и соединения должны быть в соответствии с проектной документацией и чертежами. Устанавливаются такие основные составляющие, как понижающий трансформатор, преобразующий напряжение с 6(10) кВ до 0,4 кВ, распределительные устройства высокой и низкой стороны (РУВН, РУНН) и другие устройства для собственных нужд и управления. Если используются масляные трансформаторы, то в полу предусматриваются отсеки для сброса отработанного масла. На фото выше изображён масляный трансформатор, монтируемый в бетонной КТП. Через отверстие протягиваются шины и подключают трансформатор к распределительному устройству. РУНН 0,4 кВ монтируется в помещении подстанции(фото по центру), после чего выполняются все шинные и кабельные соединения. На правом фото монтаж щитков собственных нужд КТП.
По стороне высокого напряжения производится монтаж ячеек КСО и КРУ. Данные устройства являются шкафами одностороннего или двухстороннего обслуживания и вмещают в себя оборудование для защиты, распределения и устройства автоматики. На низкой стороне обычно устанавливаются панели ЩО-70, предназначенные для приёма и распределения энергии напряжением 380/220В и частотой 50 Гц. Щиты укомплектовываются секционной, вводными, распределительными панелями, и устройством автоматического ввода резерва АВР. Монтаж панелей КСО и ЩО-70 заключается в установке готовых изделий на предназначенные места, подключении к ним вводного кабеля и отходящих линий, а также соединение всех узлов между собой. На этом же этапе происходит монтаж шинопровода, соединяющего трансформатор и распределительные устройства.Распределительные шинопроводы и шинные мосты требуют точных расчётов, ведь система проводников распределительного устройства и шинопровода должна совпасть в местах соединений пофазно. Также учитываются все особенности помещения и внутреннего расположения оборудования подстанции.
После того, как завершены все строительные и монтажные работы, производится проверка и отладка оборудования. Проверяется качество сборки блоков, соединение всех узлов и сопротивление заземления.
Стоимость монтажа и подключения комплектной трансформаторной подстанции зависит от типа конструкции, подключаемых линий и ландшафта местности.

Ввод трансформаторной подстанции в эксплуатацию

Перед тем, как трансформаторная подстанция начинает свою работу, обеспечивая электроэнергией потребителей, должна быть произведена приёмка специальными надзорными органами. Поэтому следует, чтобы после завершения всех электромонтажных работ была проведена проверка всех важных параметров КТП. Все требования к вводу в эксплуатацию ТП отображены в отраслевых нормативных актах.
Необходимо произвести проверку на наличие необходимой нумерации всего оборудования и других обозначений и надписей. Далее проверяются все контрольно-измерительные приборы на наличие поверки. Происходит проверка всей осветительной системы, при этом, при осмотре обращается внимание не только на работоспособность светильников, но и уровень освещённости, который должен обеспечивать комфортную работу персонала. Проверяется масляная система на отсутствие утечек и соответствие необходимым уровням. Проходят проверку все контактные соединения на предмет надёжности, а кабели и провода на уровень определённого запаса по длине. Сверяется соответствие электрических схем спецификациям оборудования, а также осматривается вся необходимая комплектация подстанции. Также могут быть проведены дополнительные проверки параметров с участием специализированных лабораторий.
Общий вид киосковой подстанцииСхема КТП
На фото выше изображены чертежи и однолинейная схема силовых цепей, присланные Заказчиком для изготовления киосковой трансформаторной подстанции. Такие чертежи входят в состав полного проекта, в котором прописывается техническое задание, нормативы, требования и другие данные. Готовая и смонтированная КТП сверяется с проектом (если не было согласовано изменений, не отражённых в проекте) и проверяется на соблюдение ПУЭ и ГОСТов.
После проверки комиссией и подписания акта приёма всех проведённых строительно-монтажных работ, оборудование проходит пробный период работы. За это время происходит испытание работоспособности всех элементов ТП (защитного и коммутационного оборудования, обмоток трансформатора, аккумуляторов и т.д.). В режиме теста трансформаторная подстанция работает в течение трёх суток. После удачного завершения тестового периода и прохождения всех испытаний, ТП начинает эксплуатироваться. При этом последующие строительные или монтажные работы запрещены без специального допуска к данным работам, оформленного по требованиям государственных стандартов, и уведомления ответственного лица.
В последующем происходит периодический осмотр оборудования и ремонт в соответствии с разработанным графиком и зависящий от состояния устройств.

Монтаж шинопровода на трансформаторной подстанции

Для создания электрической сети на локальных, местных или районных подстанциях часто используется шинопровод. В случае больших токов шина по сравнению с кабельными подключениями будет предпочтительнее по стоимости и надёжности. Медная или алюминиевая шина выдерживает более высокие токи перегрузки или КЗ. Смонтированные медные шины (ШМТ) лучше проводят ток и более устойчивы к продолжительным нагрузкам, нежели шины из алюминия (АД31).
Чтобы определить толщину/ширину шины или сечения кабеля на необходимые токи, используются таблицы ПУЭ. Проводники подбираются исходя из номинального тока, который данные проводники должны выдерживать. Например, на ток 800 А по 1 фазе необходимо использовать одиночную медную шину размерами 50х5 мм., алюминиевую 60х6 мм.; а для номинального тока 3200 А используется двойная шина из меди 100х10 мм.; алюминиевая двойная шина 120х10 мм. Учитываются в данном случае нормальный режим работы и аварийный режим в случае перегрузок.
Электромонтаж шинных мостов и шинопроводов на трансформаторной подстанции выполняется опытными монтажниками с использованием специального оборудования: шиногибов, гидравлических помп, шинодыров и шинорезов. При этом, процесс осуществления ошиновки занимает куда больше трудозатрат, нежели подключение кабелем. Необходимо точно рассчитать и подогнать шинопровод к трансформатору или распределительному устройству. Присоединение шинопровода на КТП к подключаемым элементам может происходить с помощью специальных угловых блоков, встраиваемых в РУНН или же гибкой шиной в случае с трансформатором.